###Путь в Париж. День девятый. Поезд Лион - Марсель и самая вымоленная арена Европы ###
Всегда был убежден, что в Европе делают большую ошибку, меняя старые стадионы с историей на арены современные, возможно, более комфортные, но без малейших признаков подлинности. Вот, к примеру, хорошо, что закончились деньги у тех, кто хотел построить новый стадион в Валенсии. В таком случае величественная "Месталья" перестала бы функционировать, а со временем, возможно, была бы снесена. Хотя выглядит, что средства со временем найдутся. Грустно...
Самое разумное в этом контексте поступили в Марселе. Можно даже сказать, что фокейцы последовали харьковскому примеру. Но это если бы они о нем знали. Построенный еще в 1937-м году "Стад Велодром" никто не переносил, не строил арены заново, как это сделали англичане с лондонским "Уэмбли", а реконструировали. Конечно, время идет и ставит свои требования. Однако почему-то в футболе понятием "историческое наследие" привыкли пренебрегать.
Нет больше в Европе, кроме "Велодрома", стадиона, который принимал бы два мундиаля (1938 и 1998-м) и три чемпионата Европы (1960-го, 1984-го и 2016-го). Сами стены этого сооружения "пахнут" футболом, проникнутые духом великих матчей и эмоциями лучших в истории Игры исполнителей и тренеров.
До сих пор вспоминаю свой первый поединок с "Велодрома". Телевизионный, конечно же. Наивный тогда еще был, расстроился из-за поражения московского "Спартака" со счетом 1:2 в ответном матче Кубка чемпионов марсельскому "Олимпику". "Оно же ребенок, на понимает, что отцу трудно" (с). Мне тогда было всего десять и "Спартак" принимал как представителя "своего" чемпионата.
С тех пор прошло уже 25 лет и вот 18 июня 2016-го впервые на "Велодром" попал. Правда, попасть туда - задача не из простых. И речь не о том, что к стадиону более часа шел пешком. Имею такую привычку - добираться на матчи своим ходом, а не общественным транспортом или на такси. Исключения делаю только в случаях, когда время очень поджимает, или путь действительно далек. А пройтись по набережной Средиземного моря рядом с тысячами фанатов из Исландии и Венгрии, почувствовать их эмоции - что может быть приятнее?
Через меры безопасности организаторы Евро сделали вход на стадионы таким запутанным, что сломаешь голову. И указатели рядом с аренами помогают не сильно. К примеру, стрелки рядом со "Стадом Пьер Моруа" в Лилле только сбили столку и заставили в поисках аккредитационного центра намотать лишних минут 40 пешком. В Марселе направления вроде указывались правильно, однако человек, который здесь впервые, должен быть только провидцем, чтобы понять, что закрытые ворота без уведомления - это вход для прессы.
Болельщикам было еще сложнее. Из-за недостаточной пропускной способности 67-тысячной арены вся большая площадь перед стадионом тесно набилась людьми. Настолько, что образовался огромный человеческий затор, выбраться из которого в случае крайней необходимости почти невозможно. А болельщики до того выпили ведро пива. Вот и получилось, что опорожняться им приходилось непосредственно на площади, отвернувшись от остальных людей к металлической ограде. Даром, что с другой стороны той изгороди видно все. В конце концов, венгерских болельщиков такие пикантные подробности не сильно смущали даже среди города. Четверо деятелей в красных футболках «Магярозага» опорожнялись, окружив с разных сторон первое попавшееся дерево, непосредственно рядом с лестницей, ведущей к железнодорожному дворцу.
И наконец – "Велодром", его закругленные со всех сторон трибуны, которые нависают над полем стенами. Особенность ложе прессы здесь заключается в том, что расположена она именно под верхним ярусом. А когда слышишь пение болельщиков со всех боксов, то атмосферу игры чувствуешь намного лучше. Тем более, что пели венгры, которые были на "Велодроме" процентов 50 от общего количества, фантастически, а акустика арены эффект усиливала. Хотелось бы, конечно, верить, что так же сильно прозвучат через три дня украинские песни. Однако то мычание, которое выдают наши одетые в футболки сборной туристы, не под силу ни одному стадиону. Зато в том, что "Польска, Бяло-красные" будет греметь атомно, не сомневаюсь...
Марсель! Город с историей, которая тянется 2600, от древнего греческого города Фокея и к современному главному портовому городу Европы. Даже главный железнодорожный вокзал - это уже произведение архитектуры. Высоченные полупрозрачные потолки, ряды многолетних живых пальм в середине и колонны со скульптурами древнегреческих античных героев наружу. Кроме того, с дворцовой площади открывается вид на город в целом.
Дворец Марселя...
...И вид из него
Собственно, на ознакомление с Марселем будет еще три дня. Пока же почувствовал тот колорит, который пытались передать создатели одного из самых любимых моих фильмов "Такси". Путешествовать поездами во Франции - тоже удовольствие огромное, ведь комфорт в середине усиливается невероятными видами из окна. Однако когда прибыл в конечную точку назначения, то времени на поселение почти не оставалось. Поскольку станции метро рядом с снятой заранее квартирой нет, решил добираться на такси. Возможно, это была ошибка, ведь из-за перекрытия в связи с матчем улиц образовались сумасшедшие, но присущи Марселю пробки. Счетчик во Франции в то время, когда автомобиль стоит, не останавливается. Десять центов по десять и сумма набегала страшная. Женщина-водитель тоже чувствовала себя немного виноватой, извинялась, объясняла, в чем дело, сама предложила набрать владелицу апартаментов, встреча с которой затягивалась уже более чем на полчаса.
Авиньон из окна поезда
Наконец, почти в 15 оказался на бульваре Лю. Это неподалеку от набережной и фан-зоны. Счетчик в то время насчитал 29 евро, но водитель сказал, что достаточно будет и 25-ти. По дороге она показала, как добираться до стадиона, что стоит посетить.
А у дверей дома уже ждала Эстер, чрезвычайно приятная женщина средних лет, которой собственно и принадлежит жилье. Она не просто передала ключи от квартиры, а предложила сесть в салон ее машины и провела экскурсию по близлежащим улицам, рассказала, куда надо ходить, а куда нет, посоветовала крепко держать сумку и беречь телефон и фотокамеру, потому что воров в Марселе очень много. А еще посоветовала дешевый супермаркет, который посетил почти сразу после того, как мы расстались. Цены на еду в нем действительно по европейским меркам смешные. Достаточно сказать, что круассаны стоят 29 центов, а бутылку хорошего бордоского вина 2015 года разлива можно приобрести только по 2 евро. Таких склепов не встречал даже в сером по сравнению с остальными городами, которые принимают Евро-2016, Сент-Этьенне. В конце концов, там некому было посоветовать.
Итак, bonjoir, Marseille! Надеюсь, хотя бы этот город принесет сборной Украины первые на этом чемпионате очки.